Прогнозирование и планирование продаж
Что дешевле?
Найти новых клиентов или сохранить уже имеющихся? Эта дилемма в разные времена решалась по-своему. Во времена штучного производства выгоднее было сохранять имеющихся клиентов. Предприятия досконально знали своих клиентов и имели достаточно ресурсов, чтобы ориентировать свою продукцию именно на них. В 20-м веке - веке массового производства акцент делался на новых клиентов.
Развитие рынка и усиление конкуренции вынуждает искать конкурентные преимущества. Такие преимущества может обеспечить внутренняя производственная эффективность
Управление взаимоотношениями с клиентами.
Среди многочисленных методик выделяется компьютерные программы, так называемые "CRM-системы". Расшифровка аббревиатуры CRM: Customer Relationship Management, или Управление взаимоотношениями с клиентами. Для нас важна не компьютерная программа CRM, а то, что это стратегия организации бизнеса, в которой отношение с клиентом ставиться в центр деятельности предприятия, так как именно клиенты составляют его основной актив. Стратегия построения и развития отношений с клиентами, подразумевающая регулярный сбор, учет и анализ информации, о каждом клиенте, заинтересовавшимся товаром или услугой фирмы.
Главная цель CRM-стратегии - определить наиболее «доходных» клиентов, научиться наиболее эффективно работать с ними, предотвратить их «уход» к конкуренту, и, таким образом, увеличить доход компании. Задача CRM - повышение эффективности и доходности деятельности компании за счет привлечения и удержания прибыльных клиентов. Чтобы воплотить концепцию CRM в жизнь, можно обойтись и без информационных технологий, разработав комплексную методологию работы с клиентами, в соответствии с которой должны работать все сотрудники предприятия.
Для начала немного определений
По степени привлекательности клиентов для компании их можно разделить на несколько категорий:
- VIP-клиенты – это 20% клиентов, которые приносят 80% денег;
- клиенты класса «A» - потенциальные VIPы, в принципе готовы к тесному сотрудничеству, но пока не полностью доверяют компании;
- клиенты класса «B» – быстро и бурно развивающиеся в отношениях;
- клиенты класса «C» - клиенты, работа с которыми занимает 80% времени и дает 20% результатов;
- к классу «D» принадлежат те особи, кто лучше бы обслуживался у конкурентов.
Что делать?
В ситуации общения с клиентом, сотрудник тщательно делает анализ и прогнозирует отношения с тем или иным клиентом. В зависимости от структуры системы CRM анализ ведется, как правило, по индивидуальной карте клиента. От организации бизнес процесса продажи в дальнейшем выстраивается сопровождение. Вывод: каждый сотрудник должен обладать одной из важных компетенций умение точно прогнозировать и планировать продажи компании.
Что важно?
Почему мы говорим о планировании и прогнозировании, как компетенции сотрудников? Дело в том, что сотрудник, общаясь с клиентом должен собрать достаточно информации о клиенте. Список может быть разный в зависимости от направления бизнеса. Давайте представим примерный список информации, которую можно узнать от клиента:
Информация |
Цель использования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для получения подобной информации, а в некотором бизнесе и большего количества, у сотрудника, должны быть развиты такие качества, как:
- внимательность (слышать, то, что сказано случайно или дополнительно)
- коммуникабельность (общаться и прояснять)
- интуиция (догадываться, наблюдать и проверять информацию)
- деликатность (получать интимную и личную информацию)
- анализ (делать выводы и проверять)
- педантичность (записать и запомнить мелочи)
Что дает информация о клиенте?
Итак, мы имеем информацию, что же с ней делать? Как было показано в столбце «цель использования» видим, что с любой информацией надо работать и анализировать. Мы говорили о категориях клиентов, они как раз и наполняются данными характеристиками. Далее компания осознает свою стратегию и тактику в общении с клиентом. Например:
- В каких источниках СМИ заявлять о себе для потенциального клиента.
- Использовать поздравления и с чем поздравлять.
- Что интересует клиента скидки или внимание и уровень сервиса, или и то и другое
- Важен личный контакт с менеджером (VIP – обслуживание) или быстро и экономно и т.д.
- Клиент хочет получить данный продукт или услугу зимой или летом
Попадание в прогноз приносит компании ряд преимуществ,
а именно:
- планировать заблаговременно загрузку производства и смежных подразделений;
- снять проблему пиковых нагрузок;
- спланировать отпуска сотрудников;
- составляют понимание, как и когда о себе напомнить и экономично расходовать рекламный бюджет;
- понимать, какую категорию клиентов привлекать в данный сезон или данный период;
- звонить клиенту домой и напоминать о встрече и стремиться, беречь свое время или нет в этом необходимости;
- что продавать и где;
- кого и когда нанимать на работу.
Конкуренция на рынке возрастает с каждым днем и что бы быть успешными необходимо постоянно совершенствовать навыки и компетенции персонала. На первое место у специалистов выходит не только продажа, но и более серьезное понимание бизнес процессов компании. Так же для руководителя важнее получить «партнера по бизнесу», а не «менеджера по продажам». В условиях рыночной экономики, в ежедневной конкурентной борьбе за сохранение и расширение своих рынков и за новых клиентов невозможно эффективно развивать бизнес без адекватного планирования продаж. Именно в планах компании видны ее амбиции, цели и приоритеты, и именно в планировании проверяется профессионализм команды продаж.
Тренинг "Эффективное общение с пациентом"
Все тренинги
Подписка
Подписаться на новые проекты